Рынок электромобилей в России растет. Даже несмотря на кризис, эта ниша показывает положительную динамику. Причем это касается, как и новых автомобилей, так и автомобилей с пробегом.
Автопарк новых электрокаров увеличился в 2020 году почти на 60% по сравнению с прошлым периодом. Рынок подержанных автомобилей растет более высокими темпами, они находятся в одном ценовом сегменте с новыми авто с ДВС.
Какие электромобили покупают сегодня?
Первая тройка лидеров на российском рынке электромобилей, которые пользуются наибольшим спросом, выглядит так:
Рынок новых электромобилей
1 место - Nissan Leaf
2 место - Tesla Model S, Tesla Model X, Tesla Model 3
3 место - Audi E-Tron
Рынок электромобилей с пробегом
1 место - Nissan Leaf
2 место - Tesla Model S, Tesla Model X, Tesla Model 3
3 место - Mitsubishi i-MiEV
Перспективы развития рынка в 2021 году
На сегодняшний день нет ни одного электрокара отечественного производства. Зато на 2021 год планов в этой области очень много. Что готовит нам 2021 год?
Автотор
Владимир Щербаков, основатель автопредприятия «Автотор», заявил, что в 2021 году компания выпустит электромобиль. И уже сейчас ведется подготовка. Подробности пока не раскрываются. Известно лишь, что уже сейчас создан инженерно-технический центр, где над проектом работает около 100 человек. А уже в следующем году будет создан конструкторско-технологический центр, чтобы поставить электрокар на производство.
Автомобильные эксперты уверены, что этот электрокар не полностью собственная разработка «Автотора», а на основе одного из концернов-партнеров. Что в итоге получится у компании — покажет время.
Напомним, что «Автотор» - это автосборочное предприятие, которое расположено в Калининграде. С конвейера завода сходят автомобили марок BMW, KIA, Hyundai, Genesis и ряд коммерческого транспорта.
КАМА-1
Это совместная разработка КАМАЗа с Центром компетенцией НТИ «Новые производственные технологии». Компактный кроссовер будет трехдверным. В базовой комплектации батарея рассчитана на 33 кВт/ч. Электромобиль сможет проехать на одном заряде до 300 км. А максимальная скорость составит 150 км/ч. Производители говорят, что электрический кроссовер будет доступен для потребителя уже в 2021 году. Стоимость — в пределах 1 миллиона рублей.
Monarch
Если КАМА-1 позиционирует себя как бюджетный электрокар, то Monarch напротив — премиум-сегмент. Кстати, он уже сейчас доступен к предзаказу. На первые 10 моделей S200 установлен ценник в 11,5 миллионов рублей. После того, как он выйдет в массовое производство в 2023 году, стоимость составит от 4,5 до 66 миллионов рублей.
Батарея у модели S200 рассчитана на 60кВт. Без подзарядки сможет проехать 382 км. Электродвигатель синхронный мощностью 267 л/с.
Zetta
Серийный выпуск Zetta должен был начаться еще в прошлом году. Но отсутствие финансов, кризис и пандемия не позволили случиться этому событию. Поэтому запланированный старт производства перенесли на 2021 год. Предусмотрено сразу несколько комплектацией моделей:
- переднеприводный электромобиль с запасом хода в 180 км. Стоимость от 550 тысяч рублей.
- переднеприводный электромобиль с увеличенной емкостью батареи с запасом хода в 500 км. Стоимость от 750 тысяч рублей.
- полноприводный электромобиль с запасом хода в 500 км. Стоимостью от 950 тысяч рублей.
Напомним, что разработка этого трехдверного электромобиля проходила при поддержке Минпромторга. В 2017-2018 году на научные исследования было выделено 285 миллионов рублей. Кроме того, проект получил 49,5 миллионов рублей льготного кредита от Фонда развития моногородов.
GAZelle e-NN
На 2021 год запланировано серийное производство легкого коммерческого электромобиля группы ГАЗ. GAZelle e-NN будет доступна сразу в трех версиях:
- представительский микроавтобус,
- маршрутный микроавтобус,
- грузопассажирский фургон-комби.
Электродвигатель ожидается синхронный на постоянных магнитах Максимальная скорость — небольшая — 100 км/ч.
Мощность батареи — 48 кВт/ч. На одном заряде электромобиль может проехать всего 120 км. Но по желанию заказчика можно установить дополнительные батареи, увеличив запас хода до 200 км.
Какие модели появятся в России из-за границы?
Volkswagen ID3
Пожалуй, это самая ожидаемая новинка в 2021 году на российском рынке среди электромобилей.
ID3 – это компактный электрокар. И, как утверждают представители компании, внешне он схож с Golf, но внутреннее пространство эквивалентно Passat, а это значит, что в машине будет комфортно и свободно.
Пятидверный хэтчбек заднеприводный, а батареи расположены под полом машины, так как имеют особую конструкцию. Кроме того, это позволит увеличить внутренне пространство. Сразу три варианта аккумуляторов будет предложено потребителю: на 45, 58 и 77 кВт/ч. Они помогут помогут проехать на одном заряде 3320, 420 и 550 км соответственно.
Volvo XC Recharge P8
Появление этой новинки запланировано на российском рынке на четвертый квартал 2021 года. XC Recharge P8 – это электрическая версия кроссовера XC 40.
Мощность электродвигателя составит 408 л.с., а мощная батарея позволит на одном заряде проехать больше 400 км. Режим быстрого заряда позволит зарядить батарею до 80% всего за 40 минут.
Какая стоимость XC Recharge P8 будет на российском рынке пока неизвестно. Но аналог с ДВС сегодня можно купить по цене от 2,5 миллионов рублей.
У компании Volkswagen есть принцип: «Электрическая мобильность для миллионов, а не для миллионеров». Поэтому цена будет не дороже 30 тысяч евро в базовой комплектации.
Nissan Ariya
Осенью этого года появилась информация о том, что Nissan запатентовал в России новый электрический кроссовер Ariya. О том, что автомобиль будет поставляться в нашу страну, говорилось еще на официальном представлении электрокара. Точных сроков пока нет, но надеемся, что новинка доедет до нас уже в следующем году.
Автомобиль будет создан на общей платформе альянса, которая создана специально для электромобилей. Для европейского рынка производители готовят сразу 5 версий машины.
Ожидается, что кроссовер будет представлен в переднеприводном и полноприводном вариантах. В полноприводной версии установят сразу два электродвигателя.
Перспективы развития рынка
Сейчас все ведущие представители автопрома очень активно занялись производственным созданием электромобилей. Через 3-5 лет они будут появляться на нашем рынке уже массово. Не исключено, что подтянутся китайские производители, которые за последние годы сильно шагнули вперед.
Стимулировать процесс должно развитие зарядной инфраструктуры и поддержка покупателей электрокаров со стороны государства. В марте 2020 года Евразийской экономической комиссией было принято решение об обнулении ввозных пошлин на электромобили в России и странах ЕАЭС (пока до 31 декабря 2021 года). Новость, безусловно, очень позитивная. В другое время такая «поблажка» покупателям электрокаров могла бы оказаться очень кстати, и EV-часть российского автопарка наверняка бы заметно приросла. Но, к сожалению, на фоне пандемии и естественного снижения продаж в период изоляции мера эта оказывается почти бессмысленной.
Тем не менее, эксперты едины во мнении, что бум в сегменте электромобилей неминуем. По прогнозам, в 2022 году цены на автомобили с ДВС и EV приблизительно уравняются.
Ситуация в столице
Город работает над повышением привлекательности электромобилей: за счет бюджета по всей Москве устанавливаются электрозарядные станции, а в конце 2019 года Мосгордумой был принят закон, который освобождает владельцев электрокаров от уплаты транспортного налога до 31 декабря 2024 года.
Установка электрозарядных станций в столице производится по проекту «Энергия Москвы». В середине 2020 года в пределах Третьего транспортного кольца таких станций уже было более 100, а к 2023 году их число должно увеличиться до 600. Также планируется установка новых видов зарядных станций, которые позволяют водителям «заправить» свой электромобиль всего за 20 минут.
Что немаловажно – плата за пользование электрозарядной инфраструктурой пока не взимается. Еще одним стимулом пересесть за руль электромобиля является бесплатная парковка для владельцев электрокаров, которая действует на всех улицах Москвы с 2013 года.
Но как ни странно, больше всего электрокаров зарегистрировано не в Москве, а в Приморском крае – 735 шт. против 405 шт. Это обусловлено тем, что Приморский край является определенным хабом, куда свозят уже бывшие в употреблении электрокары из Японии и Китая. В целом примерно в 76 субъектах РФ на сегодня есть хотя бы один электромобиль.
Цена вопроса
Прежде чем пересесть на электромобиль или перевести на электрический весь общественный транспорт, необходимо оценить экологические преимущества и экономичность таких автомобилей.
Как отмечают аналитики Vygon Consulting, сегодня в России электромобиль среднего класса в обойдется в 2,1 миллиона рублей, что примерно на 750 тысяч рублей больше седана среднего класса с бензиновым двигателем аналогичной мощности.
При этом разница в стоимости может быть покрыта экономией на обслуживании и топливе, которое для электрокаров дешевле: стоимость пройденного километра на электромобиле составляет 59 копеек, а на автомобиле с двигателем внутреннего сгорания – 2,9–3,6 рубля.
По стоимости обслуживания электромобили также выигрывают у машин с бензиновым двигателем. Например, в электрокаре Nissan Leaf мощностью двигателя 80 кВт (109 лошадиных сил) стоит батарея, которая дает запас хода в среднем за год 128,4 километра. Заряжать электрокар можно от обычной розетки 220 вольт, а стоимость одного кВт в Москве составляет 5,47 рубля, в регионах – еще ниже.
При пробеге 160 километров летом и 100 километров зимой средний расход в год составит 5,35 километра на 1 кВт (с учетом обогрева салона в холодное время). Полная зарядка двигателя обойдется примерно в 130 рублей, то есть 1 километр будет стоить примерно 1 рубль. При этом систематически в электромобиле нужно менять только масло в редукторе: примерно 1 500 рублей на 30 000 километров. В итоге при ежегодном пробеге 30 000 километров общая стоимость обслуживания электрокара обойдется в 31 500 рублей.
В сравнении с обычным автомобилем, например Mazda CX-7 со средним расходом бензина 12 литров на 100 километров, это в шесть раз меньше (если брать в расчет тот же ежегодный пробег в 30 000 километров, стоимость бензина АИ-95 46,25 рубля за литр и техобслуживание в среднем на 15 000 рублей каждые 15 тысяч километров).
По данным Vygon Consulting, более детальный анализ показал, что разницу в стоимости автомашины за счет экономии на топливе и техобслуживании получится компенсировать за 5 лет при ежегодном пробеге более 45 тысяч километров. Таким образом, в первую очередь приобретение электромобилей будет выгодно операторам каршеринга и такси.
Как стимулируют развитие рынка в мире?
В мире постепенно применяются различные меры, поощряющие покупку и использование автомобилей с электрическими моторами. Например, предоставляя налоговые льготы при покупке или полное освобождение от них. Речь в данном случае об освобождении от налога на добавленную стоимость (НДС) или единовременного регистрационного налога. Так поступили в Норвегии, где владельцы электромобилей освобождаются как от НДС, так и от регистрационного налога.
Также в мире используется практика субсидирования продавцов автомобилей: например, если на электрокар делается значительная скидка, продавец может рассчитывать на субсидию по итогу продажи таких машин. В ряде стран, например в Южной Корее, субсидию получают покупатели: часть суммы, потраченной на приобретение электрокара, возвращается в формате кешбэка.
Известной практикой также является введение квоты на производство машин с электромоторами для автопроизводителей. Если компания не произведет установленную долю электрокаров, то к ним применяются штрафные санкции. Подобные меры применяются в Калифорнии и Китае.
Есть и более радикальные стимулирующие меры. Так, в Мадриде с 2025 года планируется запретить использование авто с бензиновыми двигателями, выпущенными ранее 2000 года, а в Париже с 2024 года вообще планируют запретить движение дизельных автомобилей по городу.
Использование электромобилей определенно будет расти в обозримом будущем во всем мире, и Россия уже следует общему тренду. По прогнозу Bloomberg New Energy Finance, в 2040 году электромобили обеспечат 58% мировых продаж, а их доля в мировом автопарке достигнет 31%.
Поделитесь с друзьями: