Рынок электромобилей в России - zero-emission.ru
Olga Krylova
23 марта, 2021

Читается 1 мин

Clone of Солнечные Выходные

Рынок электромобилей в России растет. Даже несмотря на кризис, эта ниша показывает положительную динамику. Причем это касается, как и новых автомобилей, так и автомобилей с пробегом.

Автопарк новых электрокаров увеличился в 2020 году почти на 60% по сравнению с прошлым периодом. Рынок подержанных автомобилей растет более высокими темпами, они находятся в одном ценовом сегменте с новыми авто с ДВС.

Какие электромобили покупают сегодня?

Первая тройка лидеров на российском рынке электромобилей, которые пользуются наибольшим спросом, выглядит так:

Рынок новых электромобилей

1 место – Nissan Leaf

2 место – Tesla Model S, Tesla Model X, Tesla Model 3

3 место – Audi E-Tron

Рынок электромобилей с пробегом

1 место – Nissan Leaf

2 место – Tesla Model S, Tesla Model X, Tesla Model 3

3 место – Mitsubishi i-MiEV

Перспективы развития рынка в 2021 году

На сегодняшний день нет ни одного электрокара отечественного производства. Зато на 2021 год планов в этой области очень много. Что готовит нам 2021 год?

Автотор

Владимир Щербаков, основатель автопредприятия «Автотор», заявил, что в 2021 году компания выпустит электромобиль. И уже сейчас ведется подготовка. Подробности пока не раскрываются. Известно лишь, что уже сейчас создан инженерно-технический центр, где над проектом работает около 100 человек. А уже в следующем году будет создан конструкторско-технологический центр, чтобы поставить электрокар на производство.

Автомобильные эксперты уверены, что этот электрокар не полностью собственная разработка «Автотора», а на основе одного из концернов-партнеров. Что в итоге получится у компании — покажет время.

Напомним, что «Автотор» – это автосборочное предприятие, которое расположено в Калининграде. С конвейера завода сходят автомобили марок BMW, KIA, Hyundai, Genesis и ряд коммерческого транспорта.

КАМА-1

Это совместная разработка КАМАЗа с Центром компетенцией НТИ «Новые производственные технологии». Компактный кроссовер будет трехдверным. В базовой комплектации батарея рассчитана на 33 кВт/ч. Электромобиль сможет проехать на одном заряде до 300 км. А максимальная скорость составит 150 км/ч. Производители говорят, что электрический кроссовер будет доступен для потребителя уже в 2021 году. Стоимость — в пределах 1 миллиона рублей.

Monarch

Если КАМА-1 позиционирует себя как бюджетный электрокар, то Monarch напротив — премиум-сегмент. Кстати, он уже сейчас доступен к предзаказу. На первые 10 моделей S200 установлен ценник в 11,5 миллионов рублей. После того, как он выйдет в массовое производство в 2023 году, стоимость составит от 4,5 до 66 миллионов рублей.

Батарея у модели S200 рассчитана на 60кВт. Без подзарядки сможет проехать 382 км. Электродвигатель синхронный мощностью 267 л/с.

Zetta

Серийный выпуск Zetta должен был начаться еще в прошлом году. Но отсутствие финансов, кризис и пандемия не позволили случиться этому событию. Поэтому запланированный старт производства перенесли на 2021 год. Предусмотрено сразу несколько комплектацией моделей:

  • переднеприводный электромобиль с запасом хода в 180 км. Стоимость от 550 тысяч рублей.
  • переднеприводный электромобиль с увеличенной емкостью батареи с запасом хода в 500 км. Стоимость от 750 тысяч рублей.
  • полноприводный электромобиль с запасом хода в 500 км. Стоимостью от 950 тысяч рублей.

Напомним, что разработка этого трехдверного электромобиля проходила при поддержке Минпромторга. В 2017-2018 году на научные исследования было выделено 285 миллионов рублей. Кроме того, проект получил 49,5 миллионов рублей льготного кредита от Фонда развития моногородов.

GAZelle e-NN

На 2021 год запланировано серийное производство легкого коммерческого электромобиля группы ГАЗ. GAZelle e-NN будет доступна сразу в трех версиях:

  • представительский микроавтобус,
  • маршрутный микроавтобус,
  • грузопассажирский фургон-комби.

Электродвигатель ожидается синхронный на постоянных магнитах Максимальная скорость — небольшая — 100 км/ч.

Мощность батареи — 48 кВт/ч. На одном заряде электромобиль может проехать всего 120 км. Но по желанию заказчика можно установить дополнительные батареи, увеличив запас хода до 200 км.

Какие модели появятся в России из-за границы?

Volkswagen ID3

Пожалуй, это самая ожидаемая новинка в 2021 году на российском рынке среди электромобилей.

ID3 – это компактный электрокар. И, как утверждают представители компании, внешне он схож с Golf, но внутреннее пространство эквивалентно Passat, а это значит, что в машине будет комфортно и свободно.

Пятидверный хэтчбек заднеприводный, а батареи расположены под полом машины, так как имеют особую конструкцию. Кроме того, это позволит увеличить внутренне пространство. Сразу три варианта аккумуляторов будет предложено потребителю: на 45, 58 и 77 кВт/ч. Они помогут помогут проехать на одном заряде 3320, 420 и 550 км соответственно.

Volvo XC Recharge P8

Появление этой новинки запланировано на российском рынке на четвертый квартал 2021 года. XC Recharge P8 – это электрическая версия кроссовера XC 40.

Мощность электродвигателя составит 408 л.с., а мощная батарея позволит на одном заряде проехать больше 400 км. Режим быстрого заряда позволит зарядить батарею до 80% всего за 40 минут.

Какая стоимость XC Recharge P8 будет на российском рынке пока неизвестно. Но аналог с ДВС сегодня можно купить по цене от 2,5 миллионов рублей.

У компании Volkswagen есть принцип: «Электрическая мобильность для миллионов, а не для миллионеров». Поэтому цена будет не дороже 30 тысяч евро в базовой комплектации.

Nissan Ariya

Осенью этого года появилась информация о том, что Nissan запатентовал в России новый электрический кроссовер Ariya. О том, что автомобиль будет поставляться в нашу страну, говорилось еще на официальном представлении электрокара. Точных сроков пока нет, но надеемся, что новинка доедет до нас уже в следующем году.

Автомобиль будет создан на общей платформе альянса, которая создана специально для электромобилей. Для европейского рынка производители готовят сразу 5 версий машины.

Ожидается, что кроссовер будет представлен в переднеприводном и полноприводном вариантах. В полноприводной версии установят сразу два электродвигателя.

Перспективы развития рынка

Сейчас все ведущие представители автопрома очень активно занялись производственным созданием электромобилей. Через 3-5 лет они будут появляться на нашем рынке уже массово. Не исключено, что подтянутся китайские производители, которые за последние годы сильно шагнули вперед.

Стимулировать процесс должно развитие зарядной инфраструктуры и поддержка покупателей электрокаров со стороны государства. В марте 2020 года Евразийской экономической комиссией было принято решение об обнулении ввозных пошлин на электромобили в России и странах ЕАЭС (пока до 31 декабря 2021 года). Новость, безусловно, очень позитивная. В другое время такая «поблажка» покупателям электрокаров могла бы оказаться очень кстати, и EV-часть российского автопарка наверняка бы заметно приросла. Но, к сожалению, на фоне пандемии и естественного снижения продаж в период изоляции мера эта оказывается почти бессмысленной.

Тем не менее, эксперты едины во мнении, что бум в сегменте электромобилей неминуем. По прогнозам, в 2022 году цены на автомобили с ДВС и EV приблизительно уравняются. 

Ситуация в столице

Город работает над повышением привлекательности электромобилей: за счет бюджета по всей Москве устанавливаются электрозарядные станции, а в конце 2019 года Мосгордумой был принят закон, который освобождает владельцев электрокаров от уплаты транспортного налога до 31 декабря 2024 года.

Установка электрозарядных станций в столице производится по проекту «Энергия Москвы». В середине 2020 года в пределах Третьего транспортного кольца таких станций уже было более 100, а к 2023 году их число должно увеличиться до 600. Также планируется установка новых видов зарядных станций, которые позволяют водителям «заправить» свой электромобиль всего за 20 минут.

Что немаловажно – плата за пользование электрозарядной инфраструктурой пока не взимается. Еще одним стимулом пересесть за руль электромобиля является бесплатная парковка для владельцев электрокаров, которая действует на всех улицах Москвы с 2013 года.

Но как ни странно, больше всего электрокаров зарегистрировано не в Москве, а в Приморском крае – 735 шт. против 405 шт. Это обусловлено тем, что Приморский край является определенным хабом, куда свозят уже бывшие в употреблении электрокары из Японии и Китая. В целом примерно в 76 субъектах РФ на сегодня есть хотя бы один электромобиль.

Цена вопроса

Прежде чем пересесть на электромобиль или перевести на электрический весь общественный транспорт, необходимо оценить экологические преимущества и экономичность таких автомобилей.

Как отмечают аналитики Vygon Consulting, сегодня в России электромобиль среднего класса в обойдется в 2,1 миллиона рублей, что примерно на 750 тысяч рублей больше седана среднего класса с бензиновым двигателем аналогичной мощности.

При этом разница в стоимости может быть покрыта экономией на обслуживании и топливе, которое для электрокаров дешевле: стоимость пройденного километра на электромобиле составляет 59 копеек, а на автомобиле с двигателем внутреннего сгорания – 2,9–3,6 рубля.

По стоимости обслуживания электромобили также выигрывают у машин с бензиновым двигателем. Например, в электрокаре Nissan Leaf мощностью двигателя 80 кВт (109 лошадиных сил) стоит батарея, которая дает запас хода в среднем за год 128,4 километра. Заряжать электрокар можно от обычной розетки 220 вольт, а стоимость одного кВт в Москве составляет 5,47 рубля, в регионах – еще ниже.

При пробеге 160 километров летом и 100 километров зимой средний расход в год составит 5,35 километра на 1 кВт (с учетом обогрева салона в холодное время). Полная зарядка двигателя обойдется примерно в 130 рублей, то есть 1 километр будет стоить примерно 1 рубль. При этом систематически в электромобиле нужно менять только масло в редукторе: примерно 1 500 рублей на 30 000 километров. В итоге при ежегодном пробеге 30 000 километров общая стоимость обслуживания электрокара обойдется в 31 500 рублей.

В сравнении с обычным автомобилем, например Mazda CX-7 со средним расходом бензина 12 литров на 100 километров, это в шесть раз меньше (если брать в расчет тот же ежегодный пробег в 30 000 километров, стоимость бензина АИ-95 46,25 рубля за литр и техобслуживание в среднем на 15 000 рублей каждые 15 тысяч километров).

По данным Vygon Consulting, более детальный анализ показал, что разницу в стоимости автомашины за счет экономии на топливе и техобслуживании получится компенсировать за 5 лет при ежегодном пробеге более 45 тысяч километров. Таким образом, в первую очередь приобретение электромобилей будет выгодно операторам каршеринга и такси.


Как стимулируют развитие рынка в мире?

В мире постепенно применяются различные меры, поощряющие покупку и использование автомобилей с электрическими моторами. Например, предоставляя налоговые льготы при покупке или полное освобождение от них. Речь в данном случае об освобождении от налога на добавленную стоимость (НДС) или единовременного регистрационного налога. Так поступили в Норвегии, где владельцы электромобилей освобождаются как от НДС, так и от регистрационного налога.

Также в мире используется практика субсидирования продавцов автомобилей: например, если на электрокар делается значительная скидка, продавец может рассчитывать на субсидию по итогу продажи таких машин. В ряде стран, например в Южной Корее, субсидию получают покупатели: часть суммы, потраченной на приобретение электрокара, возвращается в формате кешбэка.

Известной практикой также является введение квоты на производство машин с электромоторами для автопроизводителей. Если компания не произведет установленную долю электрокаров, то к ним применяются штрафные санкции. Подобные меры применяются в Калифорнии и Китае.

Есть и более радикальные стимулирующие меры. Так, в Мадриде с 2025 года планируется запретить использование авто с бензиновыми двигателями, выпущенными ранее 2000 года, а в Париже с 2024 года вообще планируют запретить движение дизельных автомобилей по городу.

Использование электромобилей определенно будет расти в обозримом будущем во всем мире, и Россия уже следует общему тренду. По прогнозу Bloomberg New Energy Finance, в 2040 году электромобили обеспечат 58% мировых продаж, а их доля в мировом автопарке достигнет 31%.

Olga Krylova

Поделитесь с друзьями: 

__CONFIG_colors_palette__{"active_palette":0,"config":{"colors":{"70929":{"name":"Main Accent","parent":-1}},"gradients":[]},"palettes":[{"name":"Default Palette","value":{"colors":{"70929":{"val":"var(--tcb-skin-color-0)"}},"gradients":[]},"original":{"colors":{"70929":{"val":"rgb(19, 114, 211)","hsl":{"h":210,"s":0.83,"l":0.45}}},"gradients":[]}}]}__CONFIG_colors_palette__
Предыдущий Пост
__CONFIG_colors_palette__{"active_palette":0,"config":{"colors":{"70929":{"name":"Main Accent","parent":-1}},"gradients":[]},"palettes":[{"name":"Default Palette","value":{"colors":{"70929":{"val":"var(--tcb-skin-color-0)"}},"gradients":[]},"original":{"colors":{"70929":{"val":"rgb(19, 114, 211)","hsl":{"h":210,"s":0.83,"l":0.45}}},"gradients":[]}}]}__CONFIG_colors_palette__
Следующий Пост

Поделитесь своими мыслями в комментариях, что вы думаете по поводу написанного?

{"email":"Адрес электронной почты недействителен","url":"Website address invalid","required":"Отсутствует обязательное поле"}