В последнее время все больше традиционных энергетических и нефтегазовых компаний заявляют о своей готовности инвестировать в зеленую энергетику. Royal Dutch Shell – один из немногих нефтяных гигантов, доминирующих на мировом энергетическом рынке в течение прошлого столетия и делающих ставку на новое направление с целью сохранить свое лидерство в новом столетии. Shell считается лидером среди нефтегазовых компаний и по инвестициям в ВИЭ, в особенности в солнечную генерацию и инфраструктуру для электрокаров.
Руководство компании читает, что этот скачок необходим для удержания позиций в долгосрочной перспективе. «Энергетическая система с течением времени будет электрифицироваться, и эта энергия должна быть возобновляемой», – уверены в Shell. Ребрендинг компании включает в себя запуск на рынке Великобритании одного из самых дешевых тарифных планов, при этом 100% энергии будет получено из возобновляемых источников.
Направления развития
Компания Shell отличается наиболее активным развитием производства биотоплива, хотя также инвестирует в солнечную и ветроэнергетику. Shell является владельцем 50% бразильской компании RaТzen, крупнейшего производителя низкоуглеродного этанола из сахарного тростника, грамотное использование которого на 70% снижает объем выбросов СО2 по сравнению с выбросами от традиционного топлива. Помимо этого, компания также инвестирует в новые способы производства биотоплива из отходов и биомассы, содержащей целлюлозу.
Ветроэнергетикой Shell занимается более 10 лет. Сегодня компания является инвестором семи проектов ветроэнергетики в Северной Америке и одного в Европе. В расчете из долей участия в этих проектах компании принадлежит установленная мощность ветроэнергетики на 500 МВт. В сфере солнечной энергетики Shell внедряет и развивает направление, разработанное дочерней компанией Glass Point Solar, по использованию солнечной энергии в производстве пара для нагнетательных скважин в рамках мероприятий по воздействию на пласт и интенсификации добычи. В частности, Shell внедрила этот метод в нефтегазодобывающей компании Petroleum Development Oman (PDO), в которой ей принадлежит 34%, чтобы снизить энергопотребление в производственном процессе.
Сокращение добычи
Royal Dutch Shell намерена сократить до 40% затрат на добычу нефти и газа. Причина столь резких перемен объясняется просто: компания стремится сэкономить деньги, чтобы перестроить свой бизнес и сосредоточиться на возобновляемых источниках энергии и рынках электроэнергии.
После промышленной революции в структуре энергетики большинства стран мира преобладают ископаемые виды топлива. Это имеет серьезные последствия для глобального климата, а также для здоровья человека. Три четверти мировых выбросов парниковых газов возникают в результате сжигания ископаемого топлива для получения энергии. Чтобы сократить выбросы двуокиси углерода и уменьшить локальное загрязнение воздуха, мир должен быстро перейти на низкоуглеродные источники энергии: ядерные и возобновляемые технологии.
Снижение затрат жизненно важно для планов Shell по переходу в сектор энергетики и возобновляемых источников энергии, где рентабельность относительно невысока. Также, вероятно, усилится конкуренция с коммунальными предприятиями и конкурирующими нефтяными компаниями, включая BP и Total, которые борются за долю на рынке по мере того, как экономика во всем мире становится зеленой.
Shell сосредотачивает добычу нефти и газа в нескольких ключевых центрах, включая Мексиканский залив, Нигерию и Северное море. Интегрированное газовое подразделение компании, которое управляет операциями Shell по производству сжиженного природного газа (СПГ), а также некоторым объемом добычи газа, также рассматривает возможность глубоких выемок.
Что касается переработки и сбыта продукции, в новом плане развития основное внимание уделяется сокращению расходов за счет сети Shell из 45 000 заправочных станций. Самой большой сети в мире, которая считается одним из ее «наиболее ценных видов деятельности» и, как ожидается, сыграет ключевую роль в переходе на новый план расходов.
Влияние пандемии коронавируса на планы компании
Резкое замедление глобального экономического роста после эпидемии COVID-19 в сочетании с планами Shell по сокращению выбросов углерода до нуля к 2050 году привели к новому толчку.
Shell сократила свои планы капитальных вложений на 2020 год на $5 млрд долларов до $20 млрд в связи с падением цен на нефть и газ из-за пандемии на фоне предупреждений, что это может иметь долгосрочные последствия для глобального спроса на энергию.
Ограничения на поездки во время пандемии ускорили цифровизацию Shell, в то время как машинное обучение разворачивалось для минимизации простоев и сокращения времени обслуживания на нефтеперерабатывающих заводах, нефтегазовых платформах и заводах по производству СПГ. Помимо сокращения затрат на розничный бизнес в сфере переработки и сбыта, Shell продвигает планы по сокращению количества своих нефтеперерабатывающих заводов до 10 с 17, этот процесс запущен в прошлом году.
Новая стратегия также включает поиск путей резкого увеличения производства низкоуглеродного топлива, такого как биотопливо, химикаты и смазочные материалы.
«Зеленые» принципы компании
В настоящее время руководство компании реализует новые принципы развития. «Мы используем наши технологии и инновации для увеличения объемов поставок энергоносителей с целью обеспечения растущих потребностей планеты, повышения «экологичности» энергоносителей и поиска способов более эффективного использования энергии. Мы также работаем с компаниями-партнерами, местными жителями, государственными и прочими организациями в регионах, где ведем свою деятельность, для того, чтобы вести бизнес согласно принципам экологической и социальной ответственности», – заявляют в руководстве Shell. Сегодня более половины добычи в концерне «Шелл» приходится на природный газ –единственное ископаемое топливо, которое полностью сгорает при его использовании. Новая стратегия развития компании гласит: «Современный мир не может представить свою жизнь без транспорта. Мы производим более эффективные смазочные масла и новые виды топлива, включая биотопливо с низкими выбросами углерода в атмосферу и водород. Концерн «Шелл» проводит обучающие программы, которые помогают водителям повышать энергоэффективность их автомобилей и экономить топливо. Мы внедряем инновационные продукты для того, чтобы помочь людям и товарам передвигаться по планете с меньшим ущербом для окружающей среды и с большей эффективностью вложенных ресурсов».