Троллейбус – один из самых популярных видов общественного транспорта в 20 веке. Впервые он появился в Германии в конце 19 века.
Появлению троллейбуса мир обязан талантливому инженеру, изобретателю и предпринимателю Вернеру фон Сименсу. Его идея заключалась в применении для передачи электроэнергии контактной сети. Самое первое транспортное средство, использующее этот принцип, получило название «электромот» и было представлено Сименсом недалеко от Берлина в 1882 году. Это была четырехколесная повозка, где два двухкиловаттных электромотора были соединены с задней парой колес посредством цепной передачи.
Праобраз первого троллейбуса
Первые троллейбусы выглядели, как повозки без крыши. Они перемещались по улицам благодаря электроконтакту с проводами. Экспериментальная троллейбусная линия протяжённостью 540 м в окрестностях Берлина действовала с 29 апреля по 13 июня 1882 года. Контактные провода располагались на довольно близком расстоянии, что являлось причиной коротких замыканий во время сильного ветра.
Первые троллейбусы не имели штанг, а для токосъема использовалась тележка, которая либо свободно катилась по проводам за счет натяжения кабеля, либо имела собственный электромотор и передвигалась с его помощью впереди троллейбуса. Для питания электромоторов была построена контактная сеть длиной 540 метров с напряжением 550 вольт.
В этом же году Шарль Ван Депуле получил в США патент на токоприемник в виде штанги, имеющей на конце ролик. В течение последующих лет конструкция штанги всё время совершенствовалась, пока не стала удовлетворять самым строгим требованиям безопасности и надежности.
Мировая популярность троллейбуса
Следующей значительной вехой в истории троллейбусов стал запуск экспериментальной линии на Парижской выставке 1900 года с круговым маршрутом вокруг озера Домесниль. Маршруты пролегали через Эберсвальд и Фонтенбло.
Постепенно новый вид транспорта набирал популярность в Англии, особенно в Лондоне. В Соединенных Штатах было сделано несколько троллейбусных линий, но со временем их заменили автобусы. Троллейбусы продолжали широко использоваться в Советском Союзе, странах Восточной Европы, Китае, Швейцарии и Италии.
Основной пик распространения троллейбусов пришелся на период между 30-ми и 60-ми годами прошлого века, но потом их популярность пошла на спад в силу нескольких причин. Во-первых, автобусы – более маневренный вид транспорта. Во-вторых, для троллейбусов необходима система воздушных кабелей. Но реальности дела обстоят не совсем так, и троллейбусы имеют массу достоинств и преимуществ.
Главные плюсы троллейбусов
Экологичность
Это экологически чистый вид транспорта. Если транспортное управление принимает решение заменить один троллейбус на один автобус, работающий на дизеле, то каждый год в атмосферу города будет выбрасываться на 1,5 тонны угарного газа и 0,5 тонны оксидов серы больше.
Тишина и комфорт
Троллейбусы создают гораздо меньше шума, что очень важно для тех, кто живет недалеко от оживленных дорог. Салон не греется из-за двигателя в теплое время года, а также внутри нет запаха горючего.
Относительная дешевизна
В отличие от поезда или трамвая, троллейбус не нуждается в железнодорожной инфраструктуре: не нужна массивная и дорогостоящая система рельсов, что означает колоссальную экономию средств и времени, а также большого количества энергии. Установка троллейбусных систем, конечно, дороже, чем запуск обычной автобусной линии, но эта дополнительная стоимость возмещается из-за более низких затрат на топливо и техническое обслуживание.
Возможности для модернизации
Начиная с 1990-х годов все чаще на дорогах стали появляться гибридные троллейбусы: у них установлены аккумуляторные батареи или небольшие дизельные двигатели. Это позволяет в случае необходимости отсоединяться от системы воздушных кабелей и объезжать, например, дорожные работы или преодолевать сложные места маршрута.
Как обстоят дела сегодня
В настоящее время троллейбусы есть только в пяти американских городах: Бостоне, Дейтоне, Филадельфии, Сан-Франциско и Сиэтле. Также они сохранились в канадских Эдмонтоне и Ванкувере, и двух городах Мексики – Мехико и Гвадалахаре. На пике своей популярности в начале 1950-х годов троллейбусы составляли около 10 процентов транзитной деятельности в Соединенных Штатах. Сегодня они вмещают менее 1 процента от общего числа пассажиров в стране.
В Европе картина более радужная, и троллейбусы активно используются в крупных городах, таких как Афины, Белград, Братислава, Бухарест, Будапешт, Кишинев, Киев, Лион, Милан, Минск, Москва, Рига, София, Таллин, Варна. В швейцарской Женеве не так давно стали использоваться беспроводные троллейбусы, которые работают от аккумуляторов. Они держат заряд достаточно долго, а на остановках за очень короткий срок могут легко подзарядиться.
Несколько фактов о троллейбусах
В Японии и США существуют полностью подземные троллейбусные линии
Подземно-туннельные троллейбусные линии на сегодняшний день существуют в Японии и США. В Японии они обслуживают горный туристический маршрут между городами Татэяма и Омати. Через самую высокую часть горного хребта японцы решили пробить тоннель, и чтобы не загрязнять воздух, пустили по нему троллейбус. Обычных наземных троллейбусов в Японии нет. А в американском городе Бостон, штат Массачусетс, кроме обычного уличного сообщения, действует система подземного скоростного троллейбуса, так называемая «серебряная линия».
Самый длинный троллейбусный маршрут (86 км) расположен в Крыму
Самый длинный троллейбусный маршрут в мире составляет 86 километров. Проходит он в Крыму между Симферополем и Ялтой. На момент строительства линия Симферополь – Алушта – Ялта была единственной в СССР и Европе горной междугородной троллейбусной линией. Первую очередь этого маршрута Симферополь – Алушта, протяженностью 52 км, построили и сдали в эксплуатацию в рекордно короткий срок – 11 месяцев. Поначалу троллейбусы на этой линии работали с кондукторами, которые по совместительству выполняли обязанности экскурсоводов.
Самые старые «рабочие» троллейбусы в мире до сих пор ездят в Крыму
Государственное предприятие «Крымтроллейбус» получило диплом Книги рекордов Гиннеса как компания, использующая машины, которые были произведены еще в 1970-х годах. Всего в парке числятся 287 таких троллейбусов, 200 из которых разобраны и восстановлению не подлежат.
Самые дорогие троллейбусы в мире работают в ОАЭ
В арабском эмирате Абу-Даби курсируют троллейбусы стоимостью больше миллиона евро каждый. Их производит немецкая компания Viseon. Троллейбусы обеспечивают сообщение с университетом и студенческим городком, которые расположены возле Абу-Даби. Вместимость этих троллейбусов — 120 пассажиров, в них обеспечен доступ в интернет через wi-fi. Поскольку температура воздуха в Эмиратах часто превышает +50°C, на машинах установлены двойные тонированные стёкла, особо мощные кондиционеры и воздушные завесы возле дверей.
Поделитесь с друзьями: