Читается 10 мин
Forbes изучил вред и пользу, которую приносят окружающей среде крупнейшие российские компании, и составил первый рейтинг экологической ответственности. Его возглавило российское подразделение корпорации Mars, отправляющее на переработку до 90% всех отходов.
За последние годы зеленая повестка проделала внушительный путь – она влияет на таможенную и налоговую политики, а инвесторы смотрят на ESG-рейтинги (environmental, social and governance) компаний не менее пристально, чем на отчеты о прибыли и убытках.
Что в основе метода оценки?
Рейтинг основан на методологии, которую используют американская редакция Forbes и инвесткомпания Just Capital при составлении рейтинга Just 100, отражающего компании Соединенных Штатов с лучшими ESG-практиками. Компания должна сокращать выбросы, рационально пользоваться природными ресурсами и внедрять инновационные практики и технологии.
Крупнейшие отечественные компании – промышленные гиганты, они обречены быть неэкологичными. Однако несмотря на то, что компании занимаются в разной степени неэкологичным производством, их руководство сосредоточило усилия на том, чтобы максимальным образом компенсировать нанесенный природе вред.
ТОП-15
Mars
Корпорация Mars управляет в России десятью фабриками по производству кондитерских изделий, жевательной резинки и кормов для домашних животных. Первое место в рейтинге им обеспечили высокие затраты на экологию и подход к обращению с отходами. С 2015 года российские фабрики не вывозят отходы на полигоны, сжигая только около 10%. Остальное идет на переработку или полезное использование, например, как корм для продуктивных животных. К 2025 году Mars планирует перейти на стопроцентно перерабатываемую или повторно используемую упаковку, к 2040-му — на 100% возобновляемые источники энергии.
Сбербанк
Крупнейший банк России заслужил положительные оценки большей части экспертов. «Сбербанк» не первый год отслеживает и старается сокращать потребление бумаги, энергии и топлива для собственных автомобилей. «За счет масштаба это превращается в киловатты, литры бензина, тонны леса, сэкономленные за последние годы», — рассуждает московский общественный омбудсмен по экологии Михаил Замарин. В 2019-м году банк профинансировал зеленые проекты, например, ветропарк в Мурманской области и солнечную электростанцию в Ставрополье, на 47 млрд рублей.
X5 Retail Group
Эксперты называют X5 Retail Group лидером по экологизации ретейла в России. В конце 2020 года группа утвердила стратегию устойчивого развития, согласно которой планирует к 2023 году сократить на 10% выбросы парниковых газов, увеличить до 40% долю пригодных к переработке пищевых продуктов и до 50% долю собственных торговых марок в экологичной упаковке. В супермаркетах стоят фандоматы для сбора пластиковых бутылок и алюминиевых банок, а покупателей стимулируют пользоваться многоразовыми сумками.
Splat
Помимо одноименного бренда средств ухода за полостью рта, Splat принадлежит марка бытовой химии BioMio, продукция которой прошла сертификацию по жизненному циклу по стандарту «Листок жизни», который развивает НП «Экологический союз». Биоразлагаемость продукции Splat превышает 80%, в ее состав не входят опасные для человека и окружающей среды вещества. Splat также поддерживает программу CO2-нейтральности – компания вместе с партнерами высадила 45,2 га деревьев. С 2011 по 2019 год компания сократила удельное потребление воды на 32%, энергии – на 23%.
«Росатом»
Несколько лет назад Росгидромет, изучая появление в атмосфере России рутения-106, критиковал «Росатом» за устаревшие системы мониторинга. Но несмотря на неприглядную обратную сторону деятельности госкорпорации, в последние годы есть много примеров работы по ликвидации накопленного ядерного наследия. «Росатом» участвует в утилизации атомных подлодок и строит современные объекты хранения радиоактивных отходов и парки ветряной генерации, а также начал разрабатывать систему обращения с опасными отходами I и II классов.
«Алроса»
В 2019 году «Алроса» направила на экологические цели 7,7 млрд рублей, или около 3,2% своей выручки, это один из самых высоких показателей среди горнорудных компаний России. Более половины этой суммы компания потратила на обращение с отходами (всего 81,8 млн т). Доля оборотного и повторного водоснабжения на предприятиях группы – 55% от общего забора воды, который составил 7,6 млн куб. м.
Polymetal
Осенью 2020 года второй производитель золота в России получил зеленый кредит от банка Societe Generale на $125 млн для инвестиций в энергосберегающие технологии, системы безопасного водооборота и очистки «хвостов» производства. В 2018–2019 годах компания уже вложила в экологические проекты почти 1,5% своей выручки – это внушительный показатель для российских металлургов. Также Polymetal – единственная российская компания, включенная в индекс устойчивого развития Dow Jones Sustainability.
«Сибур»
Непросто быть экологичной компанией, если твоя деятельность связана с нефтью и пластиком. «Сибур» называют образцовым примером в этом плане. В принципе все стандартно: эффективное использование ресурсов, сокращение влияния на экосистему, работа с отходами, бережливое производство. Но системно и с огромным бюджетом. В 2020 году на предприятии «Полиэф» в Башкортостане «Сибур» приступил к реализации проекта по выпуску зеленой ПЭТ-гранулы, в производстве которой будет использоваться переработанная пищевая упаковка.
«Россети»
Одна из крупнейших электросетевых компаний мира обеспечивает выполнение седьмой цели устойчивого развития ООН – доступ к недорогостоящей и чистой энергии. «Россети» строят сети для передачи энергии в отдаленные регионы вместо использования локальных дизельных электростанций. В рамках «Программы 30/30» «Россети» планируют развивать инфраструктуру из более 700 зарядных станций для электротранспорта в крупнейших городах России.
UC Rusal
Алюминиевое производство в принципе грязное, но UC Rusal работает над сокращением выбросов. Например, смог от завода в Красноярске по-прежнему раздражает жителей, но стоит уже не 70 дней в году, как пять лет назад, а 13. Ключевым источником энергии для заводов компании являются ГЭС – в 2019-м гидроэнергетика закрыла 98,3% потребности в энергии. Это помогает UC Rusal производить алюминий под брендом ALLOW с низким «углеродным следом». В 2019 году UC Rusal получил от синдиката банков $1 млрд предэкспортного финансирования – процентная ставка привязана к экологическим показателям компании.
«Магнит»
К 2025 году второй ретейлер России планирует на 30% сократить выбросы парниковых газов, на 25% – расход воды и энергии и обеспечить сбор и переработку 100% пластика в магазинах и распределительных центрах. Фишкой «Магнита» называют популяризацию бережливого потребления через акции с другими компаниями. С Unilever, P&G и Vakinoagro они собирают пластик, с компанией Henkel – пластиковые крышечки. P&G, «Магнит» и Фонд дикой природы России призывают перейти на стирку и мытье посуды при более низкой температуре, сокращать выбросы.
Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус
Экологическая политика корпорации Nissan разрабатывается в головном офисе в Японии и обязательна для всех предприятий. На заводе в Санкт-Петербурге принят план ежегодного снижения потребления воды на 2%, электроэнергии – на 3%, объемов образующихся отходов – на 1%. Компания заявила, что откажется от бензиновых автомобилей в пользу гибридных и электрических моделей на ключевых рынках в течение 10 лет. Конечная цель – полностью перейти на электрические автомобили и снизить собственные выбросы CO2 до нуля к 2050 году.
ТМК
Крупнейший в России производитель стальных труб за последние 15 лет потратил до 20 млрд рублей на модернизацию. Например, замена устаревших мартеновских печей на электрическое производство на заводах ТМК позволила сократить выбросы и потребность в электроэнергии. В ТМК уверяют, что используемые в производстве технологии позволяют защитить природу при прокладке труб: например, морскую среду от загрязнений, а многолетнюю мерзлоту от термического воздействия.
РЖД
В 2019 году РЖД стала первой российской компанией, разместившей зеленые евробонды на €500 млн, а в 2020 году монополия выпустила такие бумаги еще на 250 млн швейцарских франков и 100 млрд рублей. Зеленые заимствования нужны компании в том числе для модернизации парка – сейчас монополия владеет более 10 000 электровозов и 12 000 вагонов электропоездов. РЖД также модернизирует перевозку грязных грузов, например, угля, в закрытых контейнерах и планирует к 2025 году сократить выброс загрязняющих веществ на 18%, парниковых газов – на 4,5%, загрязненных сточных вод – на 18%.
Эксперты отметили компанию за развитие электротяги и существенные зеленые инвестиции. Но как решать проблему с карбоновым следом? У руководства монополии пока нет ответа.
«Татнефть»
Правительство Татарстана владеет 36% акций «Татнефти». У компании один из самых высоких в отрасли показателей утилизации попутного нефтяного газа – почти 96%. Компания получает высокие ESG-рейтинги и готовит детализированный отчет об устойчивом развитии. К 2030 году «Татнефть» планирует сократить выбросы парниковых газов на 20%, а к 2050-му добиться CO2-нейтральности – сократить выбросы до нуля или компенсировать их, к примеру, посадкой лесов.
Поделитесь с друзьями: