Аккумуляторная батарея – сердце электромобиля, самый важный и дорогой компонент. Рынок аккумуляторных батарей постоянно растет, однако основные игроки на нем определились более 5 лет назад. Все самые крупные производители находятся в Азии. Европейская часть мира планирует наверстать упущенное в ближайшей перспективе.
Спрос на аккумуляторные батареи и улучшение технологий их производства постоянно высок. Предполагается, что к 2030 году миру понадобится 1600 ГВт/ч емкости аккумуляторов в год, чтобы иметь достаточно аккумуляторов для растущего числа электромобилей.
Наиболее крупные производители батарей
Panasonic (Япония)
Panasonic производит аккумуляторы для электромобилей на заводах в Японии и Китае. Однако главная фабрика у Panasonic расположена в Неваде (США), батареи для машин Tesla производятся непосредственно на Gigafactory Tesla.
CATL (Китай)
CATL является лидером рынка электромобильных батарей. Компания сотрудничает с такими гигантами, как BMW, Volkswagen, Daimler, Volvo, Toyota и Honda. CATL заняла свое первое место во многом благодаря программам государственного субсидирования продаж электрокаров, оснащённых аккумуляторами китайского производства. Рынок электрических машин в КНР является крупнейшим в мире.
По итогам 2020 года чистая прибыль CATL составила 5,58 млрд юаней (около 861 млн долл. США), что на 22,4 % больше по сравнению с показателем 2019 года. Годовая выручка компании выросла на 9,9 % в годовом исчислении до 50,32 млрд юаней, продажи литий-ионных аккумуляторов выросли на 14,4 %.
В прошлом году Tesla и CATL показали миру батарею с практически нулевым содержанием кобальта. В состав аккумулятора входят: литий, железо и фосфор (LFP). Их плотность значительно выше по сравнению с классическими литий-ионными батареями. Исходя из более ранних экспериментов, ресурс такого АКБ может достигать миллиона километров пробега.
Еще одно преимущество таких АКБ – несомненно низкая цена.
BYD (Китай)
BYD со штаб-квартирой в Шэньчжэне занимается производством электромобилей и электрических автобусов, а также производит свои аккумуляторы к ним. Китайская компания BYD, в которую инвестировал Уоррен Баффет, входит в тройку крупнейших в мире производителей аккумуляторов для электромобилей. BYD использует батареи в основном для собственных автомобилей и автобусов. Компания планирует запустить производство и в Европе.
LG Chem (Южная Корея)
LG Chem родом из Южной Кореи, но сейчас компания также активна в Европе. Производитель управляет заводом по производству аккумуляторов в Польше и поставляет их Audi, Daimler и Jaguar.
LG Chem считается одним из первых производителей аккумуляторов для электромобилей, с момента, когда начала поставлять их компании GM. В число клиентов южнокорейского вендора сегодня входят Ford, Renault, Hyundai Motor, Tesla, Volkswagen и Volvo.
LG Chem смогло убедить руководство Tesla, что их элементы будут более эффективны, чем использовавшиеся ранее аккумуляторы от Panasonic, и позволят увеличить диапазон пробега на одной зарядке почти на 1/3. С конца 2019 года компания начала массовое производство аккумуляторных элементов форм-фактора 2170 для шанхайского завода Tesla. Сотрудничество Tesla и LG Chem в юго-восточной Азии приобретает стратегический характер. По просьбе Tesla южнокорейский производитель расширит производство аккумуляторных элементов в Нанкине.
Поставщиком сырья для LG Chem является бельгийская горнодобывающая и металлургическая компания Umicore. Она же реализует технологию полной переработки отработанных аккумуляторов.
В этом году компания планирует начать производство и использование тяговых аккумуляторов с радикально сниженным количеством кобальта. Это так называемые NCMA-батареи на основе катодов из никеля, кобальта, марганца и алюминия. Производство таких батарей должно было начаться в 2022 году, но стартует на год раньше. Новые аккумуляторы смогут получить электрические автомобили GM Hummer, выпуск которых запланирован на второе полугодие 2021 года.
Envision AESC, ранее AESC (Automotive Energy Supply Corporation), приобретенная Envision Group у Nissan (Япония)
AESC на протяжении многих лет обеспечивает аккумуляторами электромобили Nissan. За 10 лет AESC поставила около 500 000 аккумуляторов для электромобилей (более 90% для Nissan), имея три завода по всему миру с общей мощностью 7,5 ГВт/ч в год. В долгосрочной перспективе компания рассчитывает снизить стоимость батареи до 50 долларов за кВт/ч в 2025 году. Чтобы достичь этого, Envision AESC делает ставку на новые литий-ионные элементы NCM 811 с 80% содержанием никеля в катоде.
Samsung SDI (Южная Корея)
Samsung SDI производит свои аккумуляторные батареи в Южной Корее и Китае, но также расширяется и в Европе. Samsung SDI обслуживает заказы от BMW, Volvo и Audi. Южнокорейская компания намерена инвестировать 1,2 млрд евро в расширение своего завода в Венгрии, а европейские власти изучают, соответствует ли финансовая поддержка Будапешта европейскому законодательству о намерениях Samsung SDI расширить производство аккумуляторов в США. Компания уже готовится наладить поставки батарей для нужд производителя электромобилей Rivian. Samsung SDI рассчитывает начать строительство нового предприятия в США по производству тяговых аккумуляторов для электромобилей в следующем году, а к 2025 году запустить его в работу. Мотивирующим фактором для корейского производителя батарей становится соглашение между США и Мексикой в сфере торговли, согласно которому с 1 июля 2025 года выпускаемые на территории обеих стран батареи будут освобождаться от таможенных пошлин, но только в том случае, если в регионе будет выпускаться не менее 75% продукции конкретной марки.
Подводим итоги
Рейтинг показывает, что на рынке аккумуляторных батарей доминирует Азия. Поэтому европейские автопроизводители крайне зависимы. Чтобы изменить это и обеспечить стабильные отношения с поставщиками в будущем, бизнес-объединения компаний из нескольких стран ЕС должны использовать субсидии для наращивания производства аккумуляторов в Европе в ближайшие несколько лет.
По итогам 2020 года объем мирового рынка аккумуляторов для электромобилей с точки зрения суммарной емкости поставленных батарей продемонстрировал рост на 21%, до 142,8 ГВт/ч. В число крупнейших производителей таких продуктов вошли CATL, LG Energy Solution (дочерняя компания LG Chem), Panasonic, свидетельствуют данные консалтинговой компании SNE Research.
Согласно исследованию, Азиатско-Тихоокеанский регион оказался абсолютным лидером в производстве аккумуляторов в 2020 году. Лучший рост показала компания LG Energy Solution - на 172%, до 33,5 ГВт/ч благодаря сотрудничеству с Tesla и Volkswagen Group.
Поделитесь с друзьями: